Святой Иоаннис: на Московском кинофестивале прошел показ фильма «Главный грек российской империи»
Россия времен Александра Первого. 1806-1807 годы. Молодой император, преисполненный благородства, заключает с Наполеоном провальный для будущего Тильзитский мир. Впереди война двенадцатого года. Россия ведет войну с Турцией на южных берегах. На землях, которые Потемкин отвоевал и бросил к ногам Екатерины, льется русская кровь. 84-летнего византийского патриарха на Пасху турки вздергивают на виселице, чтобы вынудить Россию откликнуться и развязать войну с Россией на двух фронтах. Александр на это не идет.
В это время в его министерстве иностранных дел служит молодой грек Иоаннис Кападистрия. Он умоляет императора помочь восставшей Греции получить независимость от Турции. Император понимает, что за Турцией стоит Британия, которая давно положила глаз на Ионические острова, которые не удалось взять под контроль туркам. Александр требует от Иоанниса закрыть тему помощи греческим повстанцам. И отправляет его с дипмиссией в Европу.
Впереди – война с Францией, во время которой политическая карьера Кападистрия упрочится. После войны император возложит на Кападистрия задачу помочь Швейцарии избежать гражданской войны. Иоаннис напишет для этой страны текст Конституции.
Старанием Иоанниса и провидением Господа Греция добьётся независимости. Он станет первым греческим президентом и погибнет от предательства.
Его биография послужила сюжетной основой документального фильма «Главный грек российской империи», снятого при поддержке Министерства культуры РФ и Федеральной национально-культурной автономии греков России. Кинокартина была представлена на Московском международном кинофестивале 21 апреля.
Режиссер фильма Светлана Музыченко выбрала для киноязыка ленты популярный сегодня сплав художественного и документального кино. Линия героя снята как художественный фильм, все батальные сцены – как картины из научно-популярного кино. В подобной манере ВВС снимает исторические сериалы, например, «Елизавета Первая», недавно транслировавшийся по «Культуре».
Однако, «Главного грека» отличает несериальная подробность в деталях. Интерьеры и реквизит подобраны так, словно фильм снимался на Мосфильме прекрасной советской эпохи. В этом заслуга художника картины – Романа Анисимова. В фильме сняты интерьеры Больших Вязем, где жил Голицын и куда часто приезжал Пушкин. Интерьер украшен со вкусом: тут тебе и прадедушка кинематографа – подвижный фонарь, которым забавляется двор, и шахматы, и спиритические сеансы… Эпоха познается через деталь. Кроме Вязем, снимали в историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские», в усадьбе Архангельское и в декорациях Мосфильма, а также в Греции.
Операторская работа кропотлива и тщательна. Оператор Руслан Герасименковиграет с тенью и светом, как это делают в хорошем жанровом кино.
Казбек Кибизов, сыгравший Иоанниса, считает его, как и в Греции, святым, и к нему, пожившему в судьбе героя пять недель своей жизни, можно прислушаться. Служил отчизне и был убит предателем – биография мученика и страстотерпца. Кибизов, для которого это первая большая роль в кино, был сражен поставленной перед ним задачей.
«Эта роль поглотила меня, – признался Казбек, – когда я приходил на съемки, меня спрашивали зачем я худею… а я не замечал этого…»
Это кино еще раз показывает, что время не движется. Оно прорастает сквозь камни, как трава. Сегодня все то же самое – за конфликтом на южных российских берегах стоят европейские кардиналы, на Балканах – перманентная война христианского мира и ислама. Варварство уничтожает культуру Европы.
Только Византии больше нет, и Константинополь давно называется Стамбулом.
А в Петебруге недалеко от концертного зала Октябрьский, в греческом квартале, стоит памятник Иоаннису Кападистрия – первому президенту Греции, святому в миру.
Веста Боровикова.