Продюсерский Центр«хорошо продакшн»

Режиссер: сценарий "Тэли и Толи" написан с большой любовью к грузинам

25 августа в Москве и Санкт-Петербурге состоится премьерный показ фильма "Тэли и Толи". А уже 1 сентября картина выйдет в российский прокат. Sputnik пообщался с режиссером фильма Александром Амировым и узнал, как проходила работа над картиной. 

- Как возникла идея создания фильма "Тэли и Толи"? — Идея создания фильма принадлежит осетинскому сценаристу и драматургу Владимиру Гутнову. Привнес в сценарий некоторые истории из жизни и Анатолий Дзиваев. Но большинство эпизодов в картине – это реальные житейские байки, через гротеск доведенные до некой метафорической сути. Что касается моего участия в создании фильма, то в режиссуру меня привела чистая случайность. Я тогда монтировал "Две женщины" Веры Глаголевой в "Хорошо Продакшн". И аккуратно поинтересовался у продюсеров, есть ли у них какие-нибудь идеи, которые можно было бы реализовать. Мне повезло, у них был сценарий, который долго ждал своего часа. Я его прочел – он был с очень интересной интонацией, с кавказским колоритом и душой. История "Тэли и Толи" мне сразу понравилась, и когда у продюсеров появилась возможность финансирования, мы доработали сценарий, затем получили одобрение от Фонда кино и начали готовиться к съемкам (лето 2014 года).


- Съемки фильма проходили в горной местности, в том числе в Кармадонском ущелье. Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями в процессе работы? 

— Да, в Кармадонском ущелье у нас было несколько важных сцен. Это довольно страшное зрелище  – скалистые горы, где дует ветер и течет коричневая вода. Машины проезжали, но не всегда. Изначально мы очень переживали, что некоторые актеры откажутся работать в таких условиях. Но все обошлось – там сделали сносную дорогу, по которой можно было быстро добраться до нашей основной площадки (село Верхняя Саниба). Но тем не менее горы – это всегда опасно. Где-то после дождя машины застревали – операторы несли технику на себе, где-то приходилось подниматься вверх пешком ради хорошего вида и тащить туда все оборудование. Погоня за красотой – это всегда вещь азартная и интересная.

Не могу похвастаться, что мы снимали в каких-то недоступных местах – мы исходили из того, что многие наши актеры уже немолодые. Но в этом есть другая изюминка фильма – до всех мест, которые попали в кадр, а это практически все достопримечательности в окрестностях Владикавказа, можно добраться самостоятельно. Вообще у нас было несколько вариантов для съемок. Мы хотели поработать и в Грузии, но из-за сложностей на границе пришлось отказаться от этой идеи. Продюсеры решили, что правильнее будет снимать в Северной Осетии. Но в сценарии мы не определяем конкретное место. "Тэли" и "Толи", как вы поняли, это выдуманные названия. Это два села, разделенные маленькой речкой. На одной стороне живут осетины, а на другой – грузины. 

- Фильм часто называют российско-грузинским, с чем это связано? 

— Во-первых, половина наших актеров – грузины. У нас снимался известный грузинский и советский актер Кахи Кавсадзе и прекрасная актриса Нанули Сараджишвили. Композитор Гурам Грановский, работающий с Кикабидзе, создал замечательные мелодии к фильму. Мы также записывали песни в тбилисской студии. Мне кажется, чувствуется, что сценарий написан с большой любовью к грузинам, к старому грузинскому кино. Наверно, поэтому многие думают, что это вообще грузинский фильм. Но снимали мы в Северной Осетии, и там нас прекрасно приняли.

- Во время работы над фильмом вы первый раз посетили Грузию. Удалось ли вам поближе познакомиться с культурой этой страны?

— Нельзя сказать, что я большой знаток грузинской культуры. Восхищение этой страной и людьми у меня на уровне чувств. К сожалению, я там был совсем недолго – мы ездили собирать реквизит и записывать песни Кахи Кавсадзе. До этого с Грузией меня связывали скорее литературные образы – "На холмах Грузии лежит ночная мгла…", Грибоедов, влюбленный в княжну Чавчавадзе. Чуть ближе с грузинской культурой я познакомился уже в процессе создания фильма. Продюсеры мне по секрету сказали, что они как раз хотели, чтобы режиссером был человек, равноудалённый от обеих сторон, чтобы деликатно показать две культуры. Для нас было очень важно — не обидеть ни грузин, ни осетин. Мы хотели донести, что есть вещи, которые происходят у каждого народа как плохие, так и хорошие. У нас в фильме парная структура, где каждый имеет свое зеркало на другом берегу. Для меня и Осетия стала очень близка в процессе съемок. Там я встретил прекраснейших и отзывчивых людей. Поскольку бюджет фильма был небольшой, а сложностей было много, особенно с транспортом, основная помощь нам приходила от местных жителей. Они кормили и возили нас, а в селах помогали с жильем. Кроме того, наши пиротехники и каскадеры были из Владикавказа. Помню такой случай, мы снимали в селе Балта, где живут осетины и грузины. Грузинское население этого села, узнав, что в фильме снимается Кахи Кавсадзе, пришли к нам на площадку и устроили маленький праздник (застолье), было очень приятно. 

lТяжело ли было найти актеров на роль таких колоритных персонажей?

— Тут вообще очень интересная ситуация. Когда сценарий писался – он писался под определенных актеров. Например, Кахи Кавсадзе – один из тех, кому эта роль была предназначена. Были и другие актеры, но некоторые не дожили до сегодняшних дней, а другие не смогли принять участие в съемках. Молодых актёров искала кастинг-директор Лиза Шмакова – в Москве, Тбилиси и во Владикавказе. Мы старались найти сочетание молодости, профессионализма и простодушия, так как фильм у нас очень добрый и по-своему наивный.
   У нас не было возможности часто ездить в Тбилиси –  мы старались делать все дистанционно. А здесь на главную женскую роль нашлась прекрасная Нуца – московская грузинка. Её невероятное обаяние нас сразу всех покорило. Были хорошие претенденты на мужскую роль и в Осетии, у нас там тоже проходил отбор актеров – мы ездили в осетинский театр, но тут победило мастерство Риналя Мухаметова. Мне очень приятно, что он поверил в наш фильм, это очень достойный актер. 


Недавно "Тэли и Толи" получил главную награду международного кинофестиваля VOICES, который прошел в Вологде. Для вас победа была ожидаемой? Собираетесь ли вы еще принимать участие в кинофестивалях?

— Честно сказать, я не ожидал такого успеха. Я знаю, что у нас в команде собрались потрясающие актеры и продюсеры, прекрасные звукорежиссеры и операторы, талантливый композитор – видимо, зрители тоже это увидели и оценили. Но свой труд в этой картине я оцениваю минимально. Что касается ожидания, то на фестивале в Вологде было много замечательных фильмов. Думаю, что тут решающую роль сыграло зрительское голосование, которое определяло победителя. Так как наш фильм легкий и добрый, он, наверно, выглядит приятнее для зрителя, чем драма, которую в некоторых случаях надо заставить себя досмотреть и пережить. Но это не говорит о том, что там были фильмы слабее. Если бы выбирали члены жюри, то они бы, возможно, отметили призом другую картину, хотя не стоит занижать достоинство фильма, который мы делали вместе с такими прекрасными людьми. В дальнейшем мы также планируем принимать участие в разных фестивалях. Это важно для того, чтобы фильм увидели как можно больше людей. Мы очень хотели бы показать его и в Грузии – надеюсь, у нас это получится. 

Оригинал здесь