Продюсерский Центр«хорошо продакшн»

В Петербурге прошел вечер памяти Веры Глаголевой

 

Анна Нахапетова и Александр Колбовский

 

  Вечер-воспоминание проходил в киноцентре "Родина", и пришли на него зрители, поклонники актрисы, московские и петербургские актеры, гости и участники фестиваля. На сцену, например, поднялся человек, рассказавший, что приехал из Улан-Удэ, прочитал стихи, посвященные Вере Глаголевой. Ведущими вечера стали Анна Нахапетова, дочь Веры, актриса, и киновед Александр Колбовский, давний друг семьи, член жюри фестиваля.

 
Сергей Баневич
 

Вера Глаголева запомнилась по фильмам "В четверг и больше никогда" Анатолия Эфроса, "Выйти замуж за капитана" Виталия Мельникова (за роль Лены в этом фильме она была признана лучшей актрисой 1986 года по опросу журнала "Советский экран"), "Торпедоносцы" Семена Арановича, "Искренне Ваш…" Аллы Суриковой, "Другая женщина, другой мужчина" Константина Худякова и многим другим, их более 50.

АННА НАХАПЕТОВА

Ее дебютом в качестве режиссера стал фильм "Сломанный свет" (1990 год). Снимали в Петербурге, заняты были друзья, однокурсники Веры, прекрасный актерский ансамбль: Маргарита Терехова, Григорий Гладий, Андрей Соколов, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий, Сергей Курехин, Фарух Рузиматов… А главную роль сыграла Вера, после этого решившая, что совмещать работу больше не будет.

Наталья Иванова

Как поведал на вечере оператор Игорь Плаксин, снимавший тот фильм, тогда на съемках он понял, что есть женский кинематограф и мужской, и надо обладать женскими качествами, чтобы понять женщину-режиссера:

- На картине было интересно. Вера обладала, на мой взгляд, почти мужским характером. Вспоминаю нашу борьбу за то, где должна стоять камера. Или куда поставить вентилятор, цветочки… Для меня не были важны нюансы - обои, занавесочки, главное - актерская игра, драматургия. Но это нюансы, благодаря которым в картине преобладает ее отношение к фильму, художественное видение. Все эти годы я жил с ощущением, что в моей жизни была светлая полоса, новая яркая краска, и она оборвалась. Но на экране все осталось. Я благодарен судьбе за встречу с Верой

У фильма "Сломанный свет" печальная судьба - его мало кто видел, в прокат он не вышел, а в Интернете - плохого качества.

Анна Леванова

Потом были сняты "Заказ", "Чертово колесо", "Случайные знакомые", "Одна война", "Две женщины" (экранизация пьесы Тургенева "Месяц в деревне"). Продюсером всех фильмов была Наталия Иванова, присутствовавшая на вечере. Пришли актрисы Анна Астраханцева, Анна Леванова, снимавшиеся в "Двух женщинах" (Наталья Петровна, Верочка).
Сергей Баневич

Говорили, что Вера была верным человеком, любила друзей, всегда была готова помочь, они становились соратниками, "талисманами" на картинах. Один из них - петербургский композитор Сергей Баневич, писавший музыку к ее фильмам, отметил на вечере:

 Для меня Вера - негасимая звезда. Ее особенно любят в Ленинграде. У нее были глаза блокадной девочки, и над ней - небо, которое помогало ей быть сильной, мужественной, независимой, до конца заниматься свои делом.

Александр Балуев, еще один "талисман" Глаголевой ("Заказ", "Одна война", "Две женщины"), подготовил видеобращение. Он считает, что фильм "Одна война" будет интересен зрителям долго. "Там присутствует сильное личностное начало режиссера, отношение к войне, к людям, попавшим в очень сложное положение. Верочке удалось подключиться к судьбам этих героинь, к их будущему, очень бережно, не по-женски жестко посмотреть на эту историю".

Александр Розенбаум, давний друг Глаголевой, и прислал клип, посвященный Вере.

Для зрителей приготовили показ фильма "Одна война", а перед этим на сцену вышли несколько участников картины: продюсер Наталья Иванова, оператор Руслан Герасименков, композитор Сергей Баневич, актрисы Наталья Суркова и Ксения Суркова (однофамилицы, а не мать и дочь, как считают многие). Снимать фильм начали ровно 10 лет назад - в мае 2008 года, в Карелии.

- Я была потрясена сценарием (автор - Марина Сасина - "РГ"), - рассказала Наталья Суркова. - И удивлена, что будет снимать Вера Глаголева. Хрупкая, незащищенная девушка, на мой взгляд, но я очень скоро поняла на площадке, что она точно знает, чего хочет - это проявилось сразу же. Совершенно неповторимая, яркая индивидуальность. Вера родила и воспитала трех прекрасных девочек. Дорожила, восторгалась ими, но и была строга. Воспоминания о ней самые светлые и нежные.

Оператору Руслану Герасименкову также понравился сценарий. По его словам, к актрисе Вере Глаголевой он относился трепетно, но не знал, сложится ли союз с Глаголевой-режиссером, но опасения не оправдались. К слову, работа удостоена высшей операторской премии "Белый квадрат".- Вера Витальевна оставила мне хороших друзей, подруг, - призналась молодая актриса Ксения Суркова, для которой роль Наташки в "Одной войне" была самой первой. Тогда она получила награду за лучшую женскую роль на кинофестивале "Амурская весна" и приз за лучший дебют на фестивале "Созвездие".

Действие картины происходит 8-9 мая 1945 года на небольшом северном острове, где живут пять молодых женщин, пятеро детей и демобилизованный с фронта капитан Карп Ничипорук. Женщины и Карп работают в рыбсовхозе - вялят рыбу для отправки на фронт. Выясняется, что молодые матери сосланы на островок с оккупированных фашистами территорий, а их дети рождены от оккупантов. Героини картины живут в радостном ожидании прощения: война закончилась, и матери уверены, что их и детей отпустят домой...

Наталья Иванова сообщила, что премьерный показ последней картины Веры Глаголевой "Не чужие" (рабочее название - "Глиняная яма") состоится на фестивале "Кинотавр" в июне, осенью она выйдет в прокат, а в Петербурге ее, вероятно, представят на следующем фестивале "Виват кино России!". Команда работала та же: Наталья Иванова, Ольга Погодина-Кузмина, Сергей Баневич… Доснимали недавно в Казахстане уже без Веры…

 
Прямая речь

Ольга Погодина-Кузмина, сценарист, драматург:

- В 2007 году я написала пьесу "Глиняная яма", она получила премию на конкурсах "Евразии", "Новой драмы". Гарик Сукачев хотел поставить ее в театре "Современник". Алексей Балабанов думал снять фильм, даже написал сценарий, он опубликован. Но работы эти не состоялись. Современная история. Две женщины, сёстры, живущие в небольшом провинциальном городе, делят одного мужчину, он - выходец из Средней Азии, "чужой". Непонимание, распад семьи… Вере Глаголевой были интересны женские судьбы. Правда, мы изменили финал (в пьесе - мрачный), потому что изменилось мироощущение.

 

ВЕРА ГЛАГОЛЕВА

Светлана Мазурова ("Российская газета")

ССЫЛКА